Врач медицинского центра «ПримаМед» - о «маргаритках смерти», солнцезащитных кремах и профилактике.
Медики отмечают, что количество новообразований на коже, а том числе злокачественных, в последние годы неумолимо увеличивается. Увлечение соляриями и длительное пребывание на солнце могут привести к нежелательным последствиям. В каких случаях необходимо поспешить на прием к специалисту, на что следует обратить внимание и как сохранить здоровье, ИА PrimaMedia рассказала врач медицинского центра «ПримаМед» во Владивостоке, дерматовенеролог высшей категории, онкодерматолог, детский дерматолог Ирина Макарова.
Тенденция роста заболеваемости раком кожи в мире получила название «скрытой эпидемии». Он отмечается медиками практически во всех странах, в том числе в России. Врачи связывают эту ситуацию с несколькими факторами: ухудшением экологической обстановки, интенсивным, продолжительным ультрафиолетовым облучением и, как это ни странно, с увеличением продолжительности жизни. На этом фоне очень важным становится внимательное отношение граждан к своему здоровью, а также высокий уровень диагностики и профессионализм медицинских кадров.
Как рассказала Ирина Макарова, новообразования – это, как правило, те элементы на коже, которые могут появиться у человека со временем: «Бывают образования на коже врожденного характера, невусы, их в народе называют родимыми пятнами, родинками. Они появляются еще во время внутриутробного развития. Те, что появляются после рождения – это уже приобретенные элементы. Они делятся на две большие группы – доброкачественные и злокачественные».
Злокачественные новообразования кожи, по словам врача, в зависимости от своего вида, могут вызывать просто локальное разрушение тканей – например, базальный плоскоклеточный рак - или наносить серьезный вред всему организму, если речь идет о меланоме.
«Для меня важно на первом приеме дифференцировать– добро или зло? И в зависимости от того, какое у человекановообразование, определить для себя дальнейшую тактику его ведения. Потому что пациентов с базальноклеточным раком, например, можно лечить локально, а вот меланома требует обширного хирургического иссечения, химиотерапии, иммунотерапии», - объяснила специалист медицинского центра «ПримаМед».
Ирина Макарова рассказала, что трудится в сфере здравоохранения уже более 12 лет и ни дня не жалела о выбранной профессии. После окончания университета, работая практикующим дерматологом, она быстро поняла, что общая дерматология – это очень обширная, «обтекаемая» специальность. Настоящему профессионалу требуются более «узкие» и глубокие знания.
«У меня возникла потребность дополнительно изучить детскую дерматологию. Дети – очень деликатный слой пациентов, которым нужно индивидуально подбирать лечение. Потому что все лекарственные препараты имеют ограничения по возрасту», - подчеркнула дерматолог.
Кроме того, в процессе своей работы специалист заметила, как много пациентов приходят с новообразованиями кожи. Но, имея за плечами только общий курс дерматологии, ей зачастую было сложно понять, как помочь таким больным.
«Вопрос онкодерматологии в современном мире очень актуален. В связи с тем, что уровень жизни населения повышается, мы много путешествуем, на кожу воздействует большое количество ультрафиолета, появилась мода на активный загар, солярий. В результате те новообразования, которые раньше были старческими, в последние годы серьезно помолодели. Вместо пациентов 65-ти лет приходит молодежь, начиная с 18 лет. Чтобы в эту тему вникнуть глубже, я прошла дополнительное обучение и получила специализацию онкодерматология», - добавила доктор.
Однако на совершенствовании в онкодерматологии врач не остановилась, следующим шагом стало изучение онкопатологий.
«В связи с тем, что количество онкопатологий неумолимо увеличивается, в этом хочется ориентироваться, чтобы своевременно ставить диагноз и назначать пациенту необходимую коррекцию и обследование у смежных специалистов. Например, на человеческой коже иногда возникает паранеопластический процесс, когда новообразование или высыпание не укладывается ни в одну клиническую картину классического заболевания. Оказывается, что рак внутренних органов, например, рак легких или молочной железы, может давать на кожу такие проявления. При этом первичная опухоль может быть еще не найдена или прооперирована 20 лет назад. И в связи с прогрессированием процесса мы можем поставить диагноз «предположительно, рак», видя высыпания на коже», - рассказала врач.
Ирина Макарова подчеркнула, что специалисты медицинского центра «ПримаМед» работают со всем спектром новообразований. В арсенале медицинского учреждения хирурги – онкологи, которые могут сделать широкое иссечение заведомо злокачественной опухоли по типу меланомы, врачи – анестезиологи, большая операционная, палата интенсивной терапии, где проводится оперативное лечение. Новообразования доброкачественной природы (родинки, папилломы, классические вирусные бородавки, капиллярные гемангиомы, кератомы и другие образования маленького размера) удаляются в условиях амбулатория. Иногда и доброкачественные образования требуют оперативного лечения. Например, плоская родинка может быть иссечена только скальпелем. После чего удаленный материал отправляется на гистологию. В этот же день пациент уходит домой, нахождение в стационаре не требуется.
«Образования до сантиметра в диаметре мы можем удалить аппаратно, с помощью лазера или радиоволновой хирургии. В медицинском центре «Примамед» чаще всего мы используем радиоволновую хирургию на аппарате Surgitron. Это рутинный метод, практически все новообразования удаляются с его помощью. Кроме того, в арсенале центра один их самых современных способов удаления – эрбиевый лазер. С его помощью очень деликатно и красиво удаляются плоские кератомы, светло-коричневые пятна, которые появляются у человека после 50 лет на тыльной поверхности кистей. Французы ласково называют их «маргаритками смерти». Это признаки увядания кожи – фото- и хроностарения. Если их удалять рутинными методиками, с помощью элетрокоагуляции, радиоволны, могут оставаться белые пятна, что выглядит не очень эстетично. А работа эрбиевым лазером на аппарате Fotona дает красивый, эстетичный эффект», - отметила специалист.
Она подчеркнула, что зачастую удаление родинок, гемангиом, кератом аппаратными методиками – вопрос эстетики. Однако существуют и медицинские показания к удалению. Например, существуют новообразования, являющиеся заразными кожными заболеваниями, например, вирусные бородавки, остроконечные кондиломы, контагиозные моллюски. Эти заразные новообразования обладают свойством заражать окружающих. Плюс ко всему характерно такое понятие, как самозаражение. Если есть один элемент – вирусная бородавка, значит, вокруг могут появляться множественные очаги заражения. Поэтому, чтобы зараза не распространялась, ее очаг необходимо удалить.
«Если мы говорим о родинках, не все они могут стать причиной развития злокачественной опухоли. Но если заведомо доброкачественная по своему прогнозу родинка находится в местах частой травматизации (например, зона бритья, ношения лямок, резинок), плюс регулярно происходит ультрафиолетовое облучение, химическое (при окрашивании волос), термическое (при сушке феном), механическое (при расчесывании) воздействие,то онкологический потенциал невусов в этой зоне увеличивается. В последствии такая родинка может стать злокачественной опухолью», - предупредила Ирина Макарова.
При этом, если родинка находится в зоне, где она интактна, с ней можно абсолютно спокойно сосуществовать. Специалист подчеркнула, что талант и квалификация врача как раз и заключаются в том, чтобы правильно оценить и степень онкологического потенциала новообразований. Что-то может быть удалено исключительно по желанию пациента, а что-то по рекомендации врача, потому что есть риск развития негативного сценария.
В медицинском центре подчеркнули, что все новообразования, у которых существует какой-то онкологический потенциал, а также те, которые неоднократно подвергались травматизации или находятся в местах активного ультрафиолетового воздействия, отправляются после удаления на гистологию, даже если при осмотре данных об онкологическом процессе нет.
«Если при осмотре видно, что у родинки есть явные признаки недоброкачественности, удалять ее аппаратной методикой мы не будем. Пациент сразу направляется на широкое иссечение тканей с обязательным гистологическим исследованием. Бывает так, что, вроде у «незлого» образования выявляются атипичные клетки, то есть признаки злокачественности. В этой ситуации, даже если пациент сам не интересуется результатом или попросту забыл, замотался - мы обязательно звоним и приглашаем на прием, где обсуждаем дальнейшую тактику. Пациент с подтвержденным онкологическим новообразованием никогда не будет просто отпущен на улицу», - сообщила врач.
Говоря о профилактике новообразований на коже, Ирина Макарова отметила, что она бывает двух видов. Это защита кожи от ультрафиолетового воздействия барьерными методами (зонт, тент, ажурная тень деревьев, «умная» одежда с ультрафиолетовыми протекторами), а также использование солнцезащитных кремов с высоким фактором защиты, нахождение на солнце до 10.30 и после 17 часов.
«Важно понимать, что нанести крем с защитой 100+ один раз в день, после чего пролежать на солнце 12 часов – это не защита. Более того, сейчас мир оказался в парадоксальной ситуации. Мы получили вспышку онкопатологий на фоне использования солнцезащитных кремов. Но не солнцезащитные кремы тому виной. Граждане получили ложную убежденность в том, что если намазаться кремом и продолжать находиться на солнце в активные часы, то никаких последствий не будет. Это не так. Да, используя крем, человек не получает ожогов, но при этом воздействие ультрафиолетового излучения на его кожу продолжается. В результате повреждается ДНК клеток, они начинают делиться неправильно. И спустя какое-то время (это не одномоментный процесс), на обожженной, поврежденной ультрафиолетом коже может начать формироваться новообразование, как доброкачественное, так и злокачественное», - предостерегла специалист медицинского центра «ПримаМед».